21 декабря 2005 г. в ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» прошла конференция «Организация работы управляющих советов в образовательных учреждениях Московской области». Организаторы конференции: Министерство образования Московской области , Центр стратегических разработок ГОУ ВПО МО «Академия социального управления».
В конференции участвовали представители Министерства образования Московской области, Академии социального управления; члены координационной группы Минобразования и науки Российской Федерации по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями; представители муниципальных органов управления образованием и директора общеобразовательных учреждений Московской области.
Конференцию открыли начальник управления развитием образования Министерства образования Московской области В.Г.Чайковский и ректор ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» М.М.Мусарский.
Проректор Академии социального управления по научной работе, член координационной группы Минобразования и науки Российской Федерации по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями А.М.Моисеев выступил с докладом ходе и первых результатах работы по созданию и организации деятельности управляющих советов школ в Российской Федерации.
В.С.Запалацкая, начальник отдела стратегии развития образования и информационных технологий в управлении развитием образования Министерства образования Московской области в своем выступлении обратила особое внимание участников на роль национального проекта «Образование» (в части отбора лучших школ для осуществления государственной поддержки) в стимулировании процесса становления и развития управляющих советов.
С.Г.Косарецкий, р уководитель Центра стратегических разработок ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», региональный координатор эксперимента по созданию управляющих советов общеобразовательных учреждений Московской области охарактеризовал работу по созданию и организации деятельности управляющих советов в образовательных учреждениях Московской области и имеющиеся на сегодняшний день результаты . В Московской области управляющие советы сегодня действуют в 6 школах (2 – г. Дубна, 4 – г. Подольск).
В состав первых советов вошли:
Заместитель Главы городской администрации,
Председатель городского Совета,
Депутат областной Думы,
Депутаты горсовета,
заместитель начальника Учебного центра МЧС России,
директор городского рынка
руководители предприятий, представители вузов, юристы, врачи, ученые, нотариус.
.
Среди первых результатов работы Советов:
изменение расписания движения автобуса,
создание на базе школы учебно-методического центра для подготовки учащихся школ города в ВУЗы:
организация профильного класса в сотрудничестве с МЧС,
привлечению внебюджетных средств для награждения особо отличившихся учащихся: победителей городских и областных предметных олимпиад, призеров городских спортивных соревнований, учителей,
инициирование строительства спортивной площадки.
Начальник ГОРУНО г. Дубны Татьяна Константиновна Виноградова в своем анализе становления управляющих советов в учреждениях города, в частности, сформулировала следующие ответы на вопрос «Что может управляющий совет?»:
Придает открытость и повышает инвестиционную привлекательность сферы образования
Дает возможность появлению внешней оценки деятельности школы, ее администрации. УС является способом презентации школы городскому сообществу
Повышает общественный статус муниципального образования вообще и конкретного ОУ в частности
Через УС деятельность учредителя в управлении конкретным ОУ становится более формализованной
УС коренным образом изменяет отношения между всеми уставными органами управления учреждением
УС дает возможность обучения навыкам общественной самоорганизации не только участникам образовательного процесса, но и другим гражданам местного сообщества, в чем, безусловно заинтересован муниципалитет.
Т.Н.Галкина, Председатель Комитета по образованию и молодежной политике г. Подольска рассказала об опыте становления и деятельности управляющих советов в системе образования города Подольска.
Т.Р.Мещерская, директор лицея «Дубна» охарактеризовала первые результаты деятельности Управляющего совета МОУ «Лицей «Дубна» г. Дубна Московской области».
Лариса Николаевна Устинова, директор лицея №26 г. Подольск особое внимание уделило принятой в учреждении модели разграничения компетенций директора и Управляющего Совета лицея (см. Приложение).
.
В рамках групповой работы на секциях обсуждались вопросы:
Совершенствование государственно-общественного управления образованием как приоритет развития образования Московской области: модели и механизмы реализации;
Управляющие советы как орган стратегического управления школой. Полномочия управляющего совета.
Нормативное обеспечение становления и деятельности управляющих советов.
Приложение
Исключительная компетенция директора лицея |
Исключительная компетенция
Управляющего Совета лицея |
Компетенция директора лицея, осуществляемая совместно, с согласия или по согласованию с Советом |
Вопросы, рассматриваемые Советом по представлению директора лицея. |
Несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, Трудовым договором и Уставом лицея. |
Принимает Устав, изменения и дополнения к Уставу лицея и направляет их для утверждения учредителю. |
Совместно с Управляющим Советом лицея определяет стратегию, цели и задачи развития лицея, принимает решения о программном планировании его работы. |
Согласовывает после одобрения педагогическим Советом лицея школьный компонент и профили 3-й ступени обучения |
Представляет лицей в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и организациях. |
Защита автономности лицея в вопросах образовательной деятельности |
|
Разрабатывает миссию лицея. |
Осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности лицея в соответствии с его Уставом и законодательством Российской Федерации. |
Устанавливает режим работы лицея, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся |
Определяет совместно с советом лицея порядок премирования работников лицея, ходатайствует перед вышестоящими органами о поощрении сотрудников лицея. |
Утверждает программу (план) развития лицея (по представлению руководителя лицея), целевые программы, программы дополнительного образования. |
Осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития лицея, образовательных программ, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава, правил внутреннего трудового распорядка лицея и других локальных нормативных актов и учебно-методических документов. |
Утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график. |
|
Утверждает локальные акты лицея, отнесенных к компетенции УС; согласовывает выбор учебников из числа рекомендуемых Министерством образования РФ; участвует в разрешении конфликтов между участниками образовательного процесса. |
Устанавливает штатное расписание; осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров; определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства; |
|
|
Рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников. |
Устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады работников лицея в пределах собственных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами; устанавливает надбавки и доплаты к ставкам и должностным окладам работников лицея. |
|
|
Ходатайствует о поощрениях сотрудников лицея. |
Утверждает расписания занятий обучающихся, графики работы и педагогическую нагрузку работников. |
Принимает решение об исключении обучающегося из лицея. |
|
|
Формирует контингенты обучающихся в соответствии с их предельной численностью, оговоренной в лицензии на осуществление лицеем образовательной деятельности и в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении; обеспечивает социальную защиту и защиту прав обучающихся. |
Дает согласие на сдачу в аренду лицеем закрепленных за ним объектов собственности. |
|
|
Обеспечивает государственную регистрацию лицея, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредитацию лицея. |
Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития лицея. |
|
|
Обеспечивает создание в лицее необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контролирует их работу в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников лицея. |
Заслушивает отчет директора лицея по итогам учебного и финансового года |
|
Участвует в контроле за медицинским обслуживанием, организацией питания обучающихся. |
Организует и совершенствует методическое обеспечение образовательного процесса, содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений. |
Представители совета лицея (из числа членов, не являющихся работниками лицея) вправе принимать участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации лицея, аттестации учителей в качестве наблюдателей |
|
|
Участвует в качестве члена в работе Совета лицея; руководит деятельностью педагогического Совета лицея. |
|
|
|
Координирует в лицее деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений); обеспечивает выполнение коллективного договора, создает Совету лицея, профсоюзной организации (организациям) необходимые условия для нормальной работы. |
|
Координирует деятельность детских общественных организаций, не запрещенной законодательством РФ. |
|
Обеспечивает составление смет, рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников; представляет учредителю и общественности ежегодный отчет лицея о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. |
Принимает решение о доступности отчета лицея для всех участников образовательного процесса и общественности. |
|
Утверждает перечень и стоимость платных образовательных услуг. |
Обеспечивает привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом лицея, дополнительных источников финансовых и материальных средств. |
|
Привлекает финансовые и материальные средства для развития лицея. |
|
Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, учет и хранение документации; организует делопроизводство, ведение бухгалтерского учета и
статистической отчетности. |
|
|
|
Управляет на праве оперативного управления имуществом лицея, полученным от учредителя, а также иным имуществом, находящимся в распоряжении лицея. |
|
|
|
Организует в установленном порядке работу по назначению пособий по государственному социальному обеспечению и пенсий. |
|
|
|
Организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом лицея; возлагает гражданскую оборону лицея; обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда; своевременно организует осмотры и ремонт зданий лицея. |
|
Решает вопрос о финансировании, обеспечения жизнедеятельности, охраны жизни обучающихся в лицее. |
|
Назначает ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях; утверждает должностные обязанности по ОТ и ТБ всех категорий работников лицея. |
|
|
|