Научно-практическая конференция
"Организация работы управляющих советов в образовательных учреждениях Московской области"
Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО
И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
101990, г.Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19
факс: (095) 924-69-89. телетайп: И4027 КОНОИД
E - mail : Yuliya _ Potapkina @ minis try . ru
телефон/факс: (095)923-36-19
Органам управления
образованием Республики
Карелия, Красноярского края,
Воронежской, Московской,
Самарской, Тамбовской,
Ярославской областей, г. Москвы
№ 14-51-131/ от14.05.2004
Ha N
Согласно письму № АФ-144 от 27.04.2004 Департамент общего и дошкольного образования направляет методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе.
Приложение: на 5 л.
Руководитель Департамента |
Б еле люб екая 925-60-12
Приложение
Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35, п.2) управление государственными и муниципальными образовательного учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправления в образовательном учре ждении. В настоящее время в целях развития демократического, государст венно-общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением как управляющий со вет.
Управляющий совет общеобразовательного учреждения (далее - Совет) - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения.
1. Основные функции (компетенция) Управляющих советов
Основные функции Совета общеобразовательного учреждения (далее - Учреждение) могут определяться следующим примерным перечнем:
согласование компонента образовательного учреждения государствен ного стандарта общего образования («школьного компонента») и профилей
обучения;
утверждение программы развития Учреждения;
согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущен ных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
установление режима занятий обучающихся по представлению педаго гического совета, в том числе - продолжительность учебной недели (пяти
дневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды
для обучающихся;
рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных
представителей) на действия (бездействие) педагогического и администра тивного персонала Учреждения;
содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на
бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных Уч реждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных вне
бюджетных источников;
согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним
объектов собственности;
- заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;
рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении.
Совет может также, при наличии оснований, ходатайствовать перед руко водителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.
Ежегодно Совет должен представлять учредителю и общественности ин формацию (доклад) о состоянии дел в Учреждении.
Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор учреж дения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия реше ния Совета в установленные сроки.
Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. В этом случае происходит либо новое формирование Совета по уста новленной процедуре, либо Учредитель принимает решение о нецелесооб разности формирования в данном учреждении управляющего совета на опре деленный срок.
В случае возникновения конфликта между Советом и директором учреждения, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
2. Состав, формирование, начало работы Совета
Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации.
Избираемыми членами Совета могут быть представители от родителей (законных представителей) обучающихся, представители от работников Учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования.
В состав Совета входит руководитель (директор) учреждения, а также де легируемый представитель Учредителя.
Также в состав Совета могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению Учредителя или избранных членов Сове та.
Количество членов Совета устанавливается уставом Учреждения.
При определении соотношения (либо представительства) различных кате горий граждан в Совете рекомендуется следующее:
- члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся избираются на общем родительском собрании. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета.
представители обучающихся входят по одному представителю от парал лели на ступени среднего (полного) общего образования;
члены Совета из числа работников Учреждения избираются общим собранием работников данного Учреждения. Количество членов Совета из числа
работников Учреждения не может превышать одной четверти от общего чис ла членов Совета.
Руководитель Учреждения после получения списка избранных членов Со вета извещает о том Учредителя и членов Совета в трехдневный срок.
Учредитель издает приказ с утверждением первоначального состава Сове та и с поручением директору Учреждения провести первое заседание Совета. Учредитель может оспорить первоначальный состав Совета (избранные члены) только в случае нарушения процедуры выборов (неинформирование потенциальных участников выборных собраний, отсутствие кворума и др.)
На первом заседании Совета избирается его председатель, заместители председателя и секретарь Совета. При этом представитель Учредителя в Совете, обучающиеся, руководитель и работники Учреждения не могут быть избраны на пост председателя Совета.
Совет, состав избранных и назначенных членов которого утвержден при казом учредителя, обязан в период до двух месяцев со дня издания приказа кооптировать в свой состав не менее одной четверти членов (из числа лиц, окончивших Учреждение; работодателей или их представителей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности Учреждения или в социальном развитии территории, на которой оно расположено; граждан, известных сво ей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц). Кандидатуры для кооптации в Совет, предложенные учредителем, рассмат риваются Советом в первоочередном порядке.
Учредителю рекомендуется вести отдельное делопроизводство по вопро сам Советов подведомственных учреждений.
3. Организация работы Совета
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. График заседаний Совета утверждается Советом. Предсе датель Совета может созвать внеочередное заседание на основании посту пивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреж дения).
Дата, время, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения членов Совета не позднее чем за 5 дней до заседания Совета.
Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета при сутствовало не менее половины его членов.
По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного го лоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если
против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании.
Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутст вующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом.
Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на за седании и секретарем.
Постановления и протоколы заседаний Совета включаются в номенклату ру дел Учреждения и доступны для ознакомления всем членам Совета, а также любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета (работ никам Учреждения, его обучающимся классов старшей ступени, их родите лям и законным представителям).
Администрации Учреждения рекомендуется оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний Совета, осуществлять подготовку бух галтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям Совета.
Совет имеет право, для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями, создавать постоянные и временные комиссии Совета. Совет определяет структуру, коли чество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа чле нов Совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный со став и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Совет сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работы любой Комиссии возлагается только на члена Совета.
4. Права и ответственность членов Совета
Члены Совета работают на общественных началах. Член Совета имеет право:
принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать
в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу
заседания Совета;
требовать от администрации Учреждения предоставления всей необхо димой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к
компетенции Совета;
присутствовать на заседании педагогического совета Учреждения с пра вом совещательного голоса;
досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению Пред седателя.
Член Совета, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению Совета.
Член Совета выводится из его состава по решению Совета в следующих случаях:
4
по его желанию, выраженному в письменной форме;
при отзыве представителя учредителя;
при увольнении с работы руководителя Учреждения, или увольнении
работника Учреждения, избранного членом Совета, если они не могут быть
кооптированы в состав Совета после увольнения;
в связи с окончанием Учреждения или отчислением (переводом) обу чающегося, представляющего в Совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования, если он не может быть кооптирован в члены сове
та после окончания Учреждения;
в случае совершения противоправных действий, несовместимых с член ством в Совете;
- при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию
члена Совета в работе Совета: лишение родительских прав, судебное запрещение заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с рабо той с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие несня той или непогашенной судимости за совершение уголовного преступления.
Выписка из протокола заседания Совета с решением о выводе члена Сове та направляется учредителю.
После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выбывшего члена (довыборы либо кооптация).
Напишите нам письмо
Начальник Центра
Косарецкий Сергей Геннадиевич - stratcenter@acoy.ru
Экспертно-аналитический отдел
Стрельницкая Людмила Петровна - lstrelnitskaya@acoy.ru
Байнова Мария Сергеевна - bms@acoy.ru
Шутикова Елена Алексеевна - shea@acoy.ru
Яковлев Юрий Борисович - yjacovlev@acoy.ru
Отдел организационного и информационного обеспечения
Олейник Вера Ивановна - oleinik@acoy.ru
Мерцалова Татьяна Анатольевна - t_merts@mail.ru
Лопатина Валентина Григорьевна - lopatina@acoy.ru
Высоцкая Юлия Михайловна - visotskaya@acoy.ru
Отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми
Сергеева Татьяна Федоровна - tsergeeva@acoy.ru |