Отчет о деятельности Центра стратегических разработок за 2005 г.
Центр стратегических разработок ГОУ ВПО МО АСОУ (далее ЦСР) выступает как преемник ряда направлений деятельности и традиций Центра стратегических разработок развития образования Московской области (созданного на базе МГОУ в 2002 году под руководством ректора ГОУ ВПО АСОУ М.М.Мусарского). С момента основания ГОУ ВПО АСОУ руководство ЦСР осуществлял А.М.Моисеев, ныне проректор по научной деятельности Академии. Я (С.Г.Косарецкий) назначен на должность руководителя Центра 6 июня 2005 года.
Разработки Центра являются стратегическими как по предмету, так и по способам работы.
1. Предмет определяется стратегическими задачами развития образования Московской области.
К таковым можно отнести:
инновационное развитие образовательной сферы, включенность образования в национальную инновационную систему;
совершенствование системы управления образованием, внедрение современных подходов к управлению: менеджмент качества, менеджмент знаний;
обеспечение общественного участия в развитии образования;
модели работы с одаренными детьми (региональная, муниципальные, учреждения)
Проекты и НИР ЦСР связаны именно с данными темами.
2. Центр использует способы и средства работы, обеспечивающие стратегическое влияние на развитие образования и (в рамках компетенции и возможностей) управление процессами развития:
принимает участие в разработке структуры и содержания ОЦПРО МО и осуществляет ее экспертно-аналитическое сопровождение;
готовит аналитические материалы (доклады, записки и т.п.) по ключевым аспектам развития системы образования;
координирует экспериментальную работу учреждений и их сетей по приоритетным направлениям;
осуществляет обобщение, систематизацию и распространение инновационного опыта в системе образования Московской области
Кроме того, в завершающемся году решалась такая стратегическая задача, как формирование коллектива квалифицированных ученых с навыками аналитической и экспертной работы. На сегодняшний день в центре сложилась высококвалифицированная полидисциплитнарная команда: доктора и кандидаты педагогических, психологических, социологических, исторических наук.
Работа ЦСР включает в себя два типа деятельности (безусловно, тесно связанных между собой):
Деятельность по научно-методическому (разработки, анализ, экспертиза, консультирование) сопровождению развития образования в Московской области.
Научно-исследовательская деятельность.
Основные направления работы ЦСР по научно-методическому (разработки, анализ, экспертиза, консультирование) сопровождению развития образования в Московской области в 2005 г.:
1. Экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение Областной целевой Программы «Развитие образования в Московской области на период 2001-2005 гг.» (ОЦПРО МО).
В течение года осуществлялись следующие виды работ:
Согласование технических заданий по проектам ОЦПРО МО (250 ТЗ),
Консультирование исполнителей по ОЦПРО МО. В очной и дистанционной форме услуги оказаны более 50 областным и муниципальным учреждениям.
Подготовка ежемесячных аналитических отчетов о выполнении ОЦПРО для Министерства экономики МО. На сегодняшний день, подготовлено и принято заказчиком 11 отчетов.
Экспертиза отчетов по ОЦПРО МО (на сегодняшний день – 220 отчетов).
Результаты работы :
Подготовлены проекты отчета о реализации ОЦПРОМО в 2005 г . и общего отчета о реализации ОЦПРО МО в 2001-2005.
Разработаны и приняты за основу предложения по структуре, содержанию и управлению Областной Целевой Программой «Развитие образования в Московской области» нового поколения (2006-2010 гг.).
Формируются базы данных о главных результатах и эффектах ОЦПРО МО 2001-2005.
В настоящее время ведется подготовка расширенной Коллегии по итогам ОЦПРО МО 2001-2005.
3. Научно-методическое сопровождение реализации крупных образовательных проектов развития региональной образовательной системы :
Развитие и внедрение моделей государственно-общественного управления «Обеспечение деятельности управляющих советов образовательных учреждений» (проект ФПРО).
Реализации проекта «Развитие системы управления образованием на школьном уровне (пилотные школы)» (проект в рамках программы ПРСО Национального Фонда подготовки кадров «Реформа системы образования».
Научно-методические основы разработки целевых комплексных программ введения профильного обучения на всех уровнях образовательной системы Московской области.
Конкретными видами работ по сопровождению выступили: семинары, обучение, консультирование, обобщение и систематизация опыта, разработка методических рекомендаций.
Результаты работы :
Обеспечен процесс становления и деятельности управляющих советов в общеобразовательных учреждениях Московской области (г. Дубна, Подольск), проведено обучение общественных управляющих школ, подготовлена областная конференция (дата проведения: 21.12.2005).
Создана сеть экспериментальных площадок Московской области по проектированию новых моделей управленческой деятельности (г. Ивантеевка, Серпухов, Жуковский).
Подготовлен проект региональной целевой комплексной программы Московской области и типовые проекты целевых комплексных программ перехода на профильное обучение на муниципальном и школьном уровнях.
4. Повышение квалификации, профессиональное развитие управленческих и педагогических кадров.
4.1. Подготовка и проведение сессий постоянно действующего семинара руководителей МОУО Московской области «Стратегическое управление функционированием и развитием муниципальных образовательных систем МОС».
Результаты : В 2005 г. проведены две (январь, март) сессии семинара, в которых участвовало 72 специалиста.
4.2. Организация и проведения целевого повышения квалификации управленческих и методических кадров в 4-х территориальных зонах Московской области в рамках подраздела 6.2.2. ОЦПРО МО.
Результаты : Программа охватила 33 района Московской области. Прошло обучение и получило сертификаты – 623 специалиста.
5. Работа по выявлению, систематизации и диссеминации лучших практик в системе образования Московской области.
5.1. Подготовка, проведение и анализ итогов Образовательного Форума Подмосковья в рамках выставки-презентации «Подмосковье-2005» (29.09 - 02.10. 2005 г.).
5.2. Организационно-методическое сопровождение постоянно действующего семинара на базе гимназии «Дмитров» - победителя конкурса «Лучшие школы России-2005».
Результаты :
Образовательный Форум прошел на высоком уровне и получил положительную оценку губернатора Московской области Б.В.Громова.
А.М. Моисеев в качестве руководителя ЦСР входил в состав жюри конкурсов «Лучшие школы Подмосковья» и «Лучшие школы России».
Семинар на базе гимназии «Дмитров» стал одним их наиболее ярких событий в системе образования области в 2005 г., привлек внимание коллег из других регионов.
6. Разработка и внедрение региональной и муниципальных моделей систем работы с одаренными детьми.
Проведены следующие мероприятия:
- 6 семинаров, общим количеством более 200 участников из 8 районов МО;
- курсы повышения квалификации для учителей начальной школы и среднего звена г. Реутова на хоздоговорной основе, общим количеством учителей - 36 человек;
- летняя профильная школа по математике для 36 одаренных школьников из 6 районов Подмосковья;
- организовано участие школьников Подмосковья в профильных сменах для одаренных детей в России и Болгарии.
Основные направления НИД ЦСР
Научно-методическое обеспечение разработки стратегии развития образования в регионе (на материале Московской области).
Проблемы становления системы менеджмента знаний в сфере образования.
Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования (на материале Московской области).
Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми.
Результаты НИД ЦСР :
Проанализирована плановая и программная документация, действующую в системе образования Московской области, с позиций стратегического управления развитием образования;
Разработаны и представлены концептуальные основы программы развития АСОУ как основного стратегического документа, обеспечивающего управляемое развитие организации.
Разработаны и обоснованы принципы, структура и план анализа инновационного сектора в сфере образования Московской области.
Проведен анализ современного состояния теории и практики менеджмента знаний. Обоснованы перспективы, цели и задачи становления системы менеджмента знаний в сфере образования Московской области.
Подготовлена Концепция работы с одаренными детьми МО.
Подготовлено методическое пособие «Технологии работы с одаренными детьми в начальной школе».
Полученные результаты представлены в научной продукции, общим объемом около 40 п.л.: концепции, УМК, методические рекомендации, аналитические доклады, статьи, программы.
Опубликовано:
Основы стратегического управления образовательными учреждениями: Учебно-методические материалы для целевого повышения квалификации управленческих кадров системы образования. /Ред. и сост. А.М.Моисеев, О.М.Моисеева. – М.: Центр-пресс, 2005, 5,5.п.л.
Программно-целевое управление образовательным учреждением: Учебно-методические материалы для целевого повышения квалификации управленческих кадров системы образования. /Ред. и сост. А.М.Моисеев, О.М.Моисеева. – М.: Центр-пресс, 2005, 4,75 п.л.
Анализ и проектирование образовательных систем: Учебно-методические материалы для целевого повышения квалификации управленческих кадров системы образования. /Ред. и сост. А.М.Моисеев, О.М.Моисеева. – М.: Центр-пресс, 2005, 5,25 п.л.
Актуальные проблемы модернизации российского образования: Учебно-методические материалы для целевого повышения квалификации управленческих кадров системы образования. /Ред. и сост. А.М.Моисеев, О.М.Моисеева. – М.: Центр-пресс, 2005, 4.75 п.л.
А.М.Моисеев, О.М.Моисеева. Методические рекомендации по разработке целевых комплексных программ перехода на профильное обучение. – М.: Центр-пресс, 2005, 9.п.л.
Подготовлено :
Сергеева Т.Ф., Косарецкий С.Г. Методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе»: Пособие для зам. директоров по учебно-воспитательной работе – 1,5 п.л.;
Сергеева Т.Ф. Концепция работы с одаренными детьми в Московской области. – 1 п.л.;
Водянский А.М. Программа ПК управленческих кадров системы образования – 1,5 п. л.
Сергеева Т.Ф., Косарецкий С.Г. Программа семинаров для администраторов и педагогов, участвующих в деятельности по развитию одаренности – 0,5 п.л.
Аналитический доклад Стратегический анализ состояния планово-программной документации Министерства образования Московской области./ Под ред. А.М.Моисеева. – 1.п.л.
Моисеев А.М. Концепция процесса и результатов деятельности Центра стратегических разработок как структурного подразделения особого типа. – 1 п.л.
Байнова М.С. Кадры высшей школы как объект государственного управления. Научная статья – 1 п.л.,
Косарецкий.С.Г. Структура и принципы анализа инновационного сектора в сфере образования. Научная статья – 0,5 п.л.
Косарецкий С.Г. Менеджмент знаний в сфере образования: перспективы становления. Научная статья – 1 п.л.
Моисеев А.М. и др. Концептуальные основы программы развития АСОУ. Научная статья – 1 п.л.
Сергеева Т.Ф., Косарецкий С.Г. Трехуровневая модель обучения и развития одаренных школьников в Московской области. Научная статья в Вестник АСОУ – 0,3 п.л.
Шутикова. Е.А.Эволюция моделей преподавания в высшей школе (на примере МГУ). Научная статья – 1 п.л.
Эффекты деятельности ЦСР
Совершенствование системы управления образованием на региональном, муниципальном уровнях за счет формирования информационной базы принятия управленческих решений, использования инновационных подходов к организации управленческой деятельности.
Успешная апробация и внедрение в практику инноваций по приоритетным направлениям развития образования Московской области.
Развитие кадрового потенциала в системе управления образованием. Формирование на муниципальном уровне и уровне учреждений, групп компетентных специалистов, обладающих навыками проектирования, экспертизы, аналитики, реализующих приоритетные направления развития образования.
Налаживание контактов с подразделениями МОМО и мунципальными органами управления образованием.
Перспективы деятельности ЦСР
Запуск, экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение ОЦПРО МО 2006-2010.
Научно-методическое сопровождение реализации крупных образовательных проектов развития региональной образовательной системы:
Развитие и внедрение моделей государственно-общественного управления «Обеспечение деятельности управляющих советов образовательных учреждений» (ФПРО-ОЦПРО);
Разработка и публикация докладов о состоянии региональных систем образования и публичных докладов школ на базе предлагаемых моделей (проект НФПК «Реформа системы образования»);
Развитие системы управления образованием на школьном уровне (пилотные школы)» (проект Национального Фонда подготовки кадров «Реформа системы образования» и др.
Научно-методическое обеспечение взаимодействия системы образования с общественностью, в т.ч. организационно-методическое и информационное сопровождение подготовки и проведения мероприятий, представляющих результаты развития, инновационный потенциал системы образования Московской области (Образовательный Форум Подмосковья и др.).
Расширение масштабов научно-методического сопровождения вариативных форм работы с одаренными детьми в Московской области.
Научно-методическая и консультативная поддержка муниципальных органов управления образованием по вопросам управления развитием образовательных систем.
Научно-методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности в муниципальных образовательных системах.
Научно-методическое сопровождение внедрения новых моделей финансово-экономической деятельности в системе образования Московской области.
Большие надежды мы связываем с поддержкой заявки ЦСР на московский областной грант по проекту: «Создание условий и механизмов обеспечения инновационного характера развития образовательной сферы, включенности образования в национальную инновационную систему».
В 2006 г. ЦСР выступит организатором 6 конференций (5 по плану Министерства образования Московской области), 6 семинаров, зимней и летней школ для одаренных детей.
Реализация указанных перспектив предполагает кадровое и организационное усиление Центра. В представленном руководству проекте штатного расписания обосновано: создание отдела организационного и информационного обеспечения развития образования, преобразование отдела анализа и исследований в экспертно-аналитический отдел с привлечением дополнительного круга квалифицированных экспертов.
Руководитель Центра С.Г.Косарецкий
Напишите нам письмо
Начальник Центра
Косарецкий Сергей Геннадиевич - stratcenter@acoy.ru
Экспертно-аналитический отдел
Стрельницкая Людмила Петровна - lstrelnitskaya@acoy.ru
Байнова Мария Сергеевна - bms@acoy.ru
Шутикова Елена Алексеевна - shea@acoy.ru
Яковлев Юрий Борисович - yjacovlev@acoy.ru
Отдел организационного и информационного обеспечения
Олейник Вера Ивановна - oleinik@acoy.ru
Мерцалова Татьяна Анатольевна - t_merts@mail.ru
Лопатина Валентина Григорьевна - lopatina@acoy.ru
Высоцкая Юлия Михайловна - visotskaya@acoy.ru
Отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми
Сергеева Татьяна Федоровна - tsergeeva@acoy.ru |